Как ранее писал Spot, китайский маркетплейс Temu зарегистрировался в качестве юридического лица — резидента Узбекистана. В НАПП заявили, что не владеют информацией о регистрации представительства Temu.

Позднее Налоговый комитет также сообщил о регистрации маркетплейса Temu в качестве налогоплательщика в Узбекистане.

«Однако остаются вопросы, которые обсуждаются с маркетплейсом в отношении предыдущих периодов. В настоящее время ведутся переговоры», — говорится в сообщении.

По завершении процесса Налоговый комитет пообещал объявить окончательное заключение по деятельности маркетплейса Temu на территории Узбекистана.

Под «предыдущим периодом» ведомство, вероятно, имеет промежуток времени, во время которого Temu работал незаконно, то есть не уплачивал налоги в республике. Собеседник Spot, знакомый с ситуацией, предположил, что стороны будут договориться о доначислении налогов за период незаконной деятельности площадки на территории страны.

Начальник управления электронной коммерции НАПП Камронбек Мухаммадиев заявил «Газете.uz», что Temu должна уплатить НДС за период до регистрации юрлица. Другое требование — фискализация операций путем интеграции с информационными системами Налогового комитета для выдачи фискальных чеков.

«Пока блокировка не снята. Решение о снятии ограничения будет принято только после выполнения всех требований и согласования с соответствующими ведомствами. Мы сообщим об этом официально. Поэтому рекомендации воздержаться от заказов через Temu остаются актуальными», — заявил Камронбек Мухаммадиев.

На прошлой неделе стало известно, что Wildberries доплатил налоги за три года почти на $4 млн. Налоговый комитет провел аудит местной «дочки» маркетплейса из-за несоблюдения «некоторых требований» законодательства.

Почему хотят заблокировать Temu

В конце 2024 года в Узбекистане утвердили новые правила для электронной коммерции. С 28 декабря международные платформы, работающие с узбекскими пользователями, обязаны зарегистрировать юридическое лицо. Почему введены новые правила и как они повлияют на рынок, Spot уже разбирал ранее.

Некоторые платформы начали адаптироваться, но Temu этого не сделала. Китайский маркетплейс активно продвигался в Узбекистане, но не зарегистрировал юрлицо.

Национальное агентство перспективных проектов (НАПП), регулирующее сферу электронной коммерции, неоднократно комментировало деятельность Temu и предупреждало о возможной блокировке.

С 20 марта 2025 года доступ к платформе планировалось ограничать. Пользователям рекомендовали не оформлять новые заказы, а уже сделанные — вернуть.

В интервью Spot начальник управления электронной коммерции НАПП Камронбек Мухаммадиев объяснил, почему был выбран именно этот срок, как пройдет блокировка и что компания может сделать, чтобы избежать ограничений.

Ранее Spot писал, что «Яндекс Маркет» планирует официально запуститься в Узбекистане уже в апреле.