В августе 2024 года Кабинет министров утвердил порядок государственной регистрации продукции и оценки соответствия. Документ вступил в силу 15 ноября.
Положение касается обязательной регистрации продукции с высоким уровнем риска. К ней относятся товары, которые представляют повышенный риск для жизни, здоровья и безопасности человека.
В список вошли семь категорий товаров: соски (пустышки), головные уборы, колготки, носки, одежда и посуда для детей до трех лет, зубные щетки, а также подгузники, ватные палочки и аналогичная продукция для детей.
Новые требования не распространяются на продукцию, которую физлица ввозят в личных целях, а также на образцы для испытаний, исследований и межлабораторных сравнительных тестов в целях госрегистрации.
В начале года импорт гигиенических прокладок и подгузников для женщин и детей значительно сократился. По данным Таможенного комитета, в январе-феврале 2025 года он уменьшился в 1,81 раза — с 3,82 до 2,11 тыс. тонн, в денежном выражении в 2,7 раз — с $15,2 до $5,64 млн.
Уполномоченным органом по государственной регистрации является Агентство по техническому регулированию при Кабмине. Агентство ведет реестр свидетельств о государственной регистрации продукции с высоким уровнем риска и должно обеспечивать его открытость.
«Газета.uz» приводит этапы госрегистрации:
- идентификация продукции и отбор образцов;
- проведение испытаний и измерений в аккредитованных испытательных лабораториях;
- подача заявления в уполномоченный орган;
- оформление заявления и сопроводительных документов;
- экспертиза документов, включая результаты испытаний и измерений;
- оценка условий производства на месте;
- принятие решения о выдаче свидетельства или отказе в регистрации;
- внесение информации о регистрации продукции в реестр и выдача свидетельства.
Если в Узбекистане отсутствуют лаборатории, способные провести испытания, продукция может быть протестирована в зарубежных аккредитованных лабораториях при участии специалиста отечественной лаборатории. В этом случае отчеты испытаний должны быть подписаны как специалистом зарубежной лаборатории, так и узбекистанским.
На прошлой неделе пресс-служба Бизнес-омбудсмана сообщила, что ситуация с «возложением чрезмерных обязательств на производителей подгузников» изучается.
Spot обсудил с несколькими участниками рынка введение обязательной государственной регистрации на подгузники и другие товары для детей.
Зачем нужна госрегистрация
Один из участников рынка, пожелавший остаться анонимным, заявил, что постановление Кабмина уменьшает вероятность завоза в страну контрафактной продукции и параллельного импорта, что защищает производителей и их официальных дистрибьюторов от недобросовестной конкуренции, а потребителей — от риска использования низкокачественной, а в некоторых случаях, опасной для здоровья детей продукции.
Наргиза Аляутдинова, коммерческий директор одной из местных компаний, среди положительных сторон госрегистрации выделила снижение активности черного рынка и предоставление гарантий потребителей о годности товара к использованию. Однако она предложила упростить процесс регистрации при наличии сертификатов происхождения, соответствия, ISO и GMP у производителей.
Аляутдинова отметила важность регистрации как для лекарств, так и для гигиенических средств (прокладок, подгузников). При этом она предложила упростить сертификацию детских товаров, так как не все участники рынка могут оплатить поездку инспектора в Китай, где находится большинство заводов-производителей.
Также Аляутдинова пожаловалась на то, что в Узбекистане не учитывают признанные во всем мире сертификаты качества при регистрации продукции, а многие экспертизы проводятся повторно.
Член Общественного совета по поддержке предпринимательства при Торгово-промышленной палате, соучредитель Kid’s Plate Distribution Улугбек Рахимов рассказал, что направил обращение председателю недавно созданной Ассоциации торговли и сервиса Зафару Хашимову по поводу обязательной государственной регистрации подгузников и других детских товаров.
Временный дефицит
По словам соучредителя Kid’s Plate Distribution Дилнозы Ташмухамедовой, потребители в Узбекистане уже почувствовали действие новых мер. В частности, клиенты не могут найти привычные подгузники и нужные размеры.
«Уже полгода ни один импортер не может завести товар или растаможить завезенную партию. У всех запасы иссякают. Например, у нас [в магазинах Kid’s Plate] остался полуторамесячный запас, и всего три размера из семи. Упали продажи, а также недовольны клиенты, которые не понимают, что проблема возникла не по нашей вине», — поделилась она.
Ташмухамедова отмечает, что качество подгузников сильно отличается друг от друга, поэтому потребителям, привыкшим к определенным брендам, трудно перейти на более дешевые аналоги из-за отличия в составе и материале.
Наргиза Аляутдинова назвала решение о введении обязательной регистрации для подгузников «очень резким и поспешным». В результате это ограничило поставки товаров на узбекистанский рынок и усложнило бизнес-процессы. Также большой проблемой стали неподготовленность Агентство по техрегулированию, отсутствие установленной системы регистрации и прайс-листа.
«Сложность импорта подгузников и прокладок напрямую связана с регистрацией, так как большая часть производителей и дистрибьютеров не успели пройти ее или посчитали данную процедуру нерентабельной, учитывая обороты на рынке Узбекистана», — отметила Аляутдинова.
Она назвала расходы на регистрацию подгузников высокими и заявила, что не планирует ее проходить. По ее мнению, несмотря на невысокую покупательскую способность населения Узбекистана и низких цен на подгузники и прокладки у местных производителей, на сегодняшний день отечественная продукция не достигли качества иностранных производителей. Нововведение может ограничить выбор для покупателей.
Другой анонимный участник рынка сообщил, что поставки товаров, попавших под новый регламент, практически «сведены к нулю». Он полагает, что в марте импорт подгузников, скорее всего, приостановился, так как никто из импортеров еще не попал в реестр потому, что процедура непростая и дорогая, а также занимает время, в том числе на выезд экспертов за рубеж для посещения производства. При этом по большинству товарных категорий, подлежащих регистрации, доля импорта близка к 100%.
«Потребители столкнутся с временным дефицитом товара, так как процесс регистрации займет у импортеров некоторое время. Также потребители могут столкнуться с возможным повышением цен, так как возникшие дополнительные расходы по регистрации и внесению в реестр отразятся на себестоимости ввозимой продукции», — заявил он.
Теневой импорт и коррупция
Для обеспечения безопасности детских товаров Дилноза Ташмухамедова предложила начать не с ужесточения условий для легальных игроков рынка, а с обеления тех, кто работает неофициально и импортирует продукцию серыми путями. Нынешние меры касаются лишь «белых» предпринимателей, усложняя им бизнес-процессы.
«Ни один предприниматель или официальный импортер не будет завозить некачественный продукт, ведь он заинтересован в развитии продаж и привлечении лояльных клиентов. Бизнесмен живет не одним днем — первые три года он зарабатывает, вкладываясь в развитие торговой марки. Поэтому предприниматель кровно заинтересован в том, чтобы завозить качественный товар», — подчеркнула Ташмухамедова.
Также учредительница Kids Plate Distribution рассказала, что спрос на импортные подгузники сохраняется. И на фоне отсутствия или ужесточения официального импорта это может привести к увеличению теневого завоза и к коррупции. По ее мнению, останутся лишь несколько крупных импортеров, которые смогут позволить себе расходы на госрегистрацию, в то время как положение средних и мелких компаний осложнится, так как на подгузники приходится свыше половины их оборота. Ташмухамедова уточнила, что не планирует проходить регистрацию.
Улугбек Рахимов считает действий государственного регулятора контрпродуктивными, они «своими чрезмерными и безосновательными требованиями» заставляют предпринимателей осуществлять импорт по серым схемам. Предприниматель полагает, что ужесточение импорта может привести к росту теневого рынка и коррупции, последнюю в начале марта Шавкат Мирзиёев назвал «самым главным препятствием и барьером на пути реформ».
По мнению одного из участников рынка, с которым побеседовал Spot, лучшим решением в данной ситуации была бы отсрочка постановления до конца года, что позволит импортерам внести продукцию в реестр. В частности, это поможет:
- поставщикам не потерять продажи и рынок, а в некоторых случаях не обанкротиться, потому что приостановка продаж не дает возможности содержать бизнес — оплачивать склад, офис, зарплаты сотрудников, тем более тем компаниям, которые занимались только той продукцией, которая попала в реестр;
- потребители не столкнутся с дефицитом товара и завышением цен;
- государство не потеряет доходы, а именно таможенные платежи, НДС, налог на прибыль, которые сейчас из-за отсутствия импорта данной продукции резко сократятся.