Требования к маркировке в Узбекистане добрались до широкого круга фуд-ритейлеров. С 1 марта розничные магазины должны отражать все операции с маркированной водой в НИС Asl Belgisi, включая выбытие товаров через кассу.

Что случилось: вступили в силу требования по выводу маркированных напитков через кассы

В Узбекистане продолжается поэтапное внедрение цифровой маркировки. В перечень товаров постепенно добавляются новые категории:

  • алкоголь;
  • табак;
  • лекарства;
  • бытовая техника.

В прошлом году производители и импортеры начали маркировать воду и прохладительные напитки, которые делятся на две группы:

  1. Фруктовые и овощные соки (кроме виноградных), газированная и негазированная вода.
  2. Вода и соки в алюминиевых банках.

А с 1 марта вступили в силу требования Постановления Кабинета министров Республики Узбекистан № 631 от 1 ноября 2022 года к розничной торговле. Ритейлеры должны теперь отражать в информационной системе все операции с напитками, включая выбытие через онлайн-кассы. Старт передачи данных о напитках в алюминиевой таре запланирован на 1 августа 2025 года.

Принцип работы по продаже маркированных напитков такой же, как и в других категориях товаров — касса должна считывать марку с кодом DataMatrix и отправлять его оператору фискальных данных (ОФД), который передает информацию в национальную информационную систему Asl Belgisi, где и происходит выбытие товара.

Поэтому ритейлерам, которые уже продают маркированную продукцию, например, алкоголь, адаптация не требуется — необходимое оборудование установлено и процессы уже настроены. Однако значительная часть продуктовых ритейлеров не имеет такого опыта и столкнулась с цифровой маркировкой товаров впервые.

В группу «Вода и прохладительные напитки» входят, в том числе и энергетики, продажа которых запрещена лицам, не достигшим 18 лет. За нарушение должностным лицам грозят штрафы от 7 до 15 Базовых расчетных величин. Поэтому реализация энергетиков требует проверки возраста покупателя по аналогии с алкогольной и табачной продукцией.

Учет маркированных товаров: перемещение и выбытие

Коды маркировки хранятся в НИС Asl Belgisi на производителе до тех пор, пока он не продаст партию маркированной продукции другому юрлицу, указав их в электронной счете-фактуре (ЭСФ). Факт продажи фиксируется в системе и происходит перемещение кода товара. Затем продукцию поставляют в розничные сети, где товар продается через онлайн-кассы и коды маркировки включают в состав чека. Оператор фискальных данных (ОФД) передает код маркировки в НИС МПТ, где происходит выбытие товара из оборота.

«Движение кодов происходит в НИС Asl Belgisi. Пока немногие торговые сети ведут внутренний учет маркированной продукции в ERP. Настройка товароучетной системы достаточно дорогостоящая, требует внедрения определенных систем или доработку своих API для валидации и учета маркировки. Закон не обязывает контролировать процесс внутри компании — инициатива на стороне бизнеса», — сказал Анвар Хамракулов, директор SBG.

Проверить готовность к работе с маркировкой

Для вывода маркированных товаров подходят онлайн-ККМ и виртуальные кассы, которые при подключении к интернету передают информацию через ОФД в налоговую службу. Кассы должны считывать штрихкоды товаров и коды цифровой маркировки. В «Памятке ритейлера» можно найти инструкцию для проверки готовности кассы к требованиям законодательства.

Как избежать оборотных штрафов: сервис Set Mark

Ритейлеры уже столкнулись с ситуациями, когда могут непреднамеренно нарушить требования законодательства — выводить из оборота только ту маркированную продукцию, которая принадлежит юридическому лицу. За нарушение правил обязательной цифровой маркировки статья 227.1 Налогового кодекса предусматривает штрафные санкции в размере 2% квартального оборота бизнеса и 20% — в случае повторного нарушения. Это большие цифры, потому что выручка у сетей миллиардная, а в расчете учитывается оборот всего холдинга.

«Нам поступил запрос от ритейлеров на инструмент, который позволит валидировать коды маркировки: принимать товары с марками, отгруженными в ЭСФ, и отсеивать „чужие“. Для валидации кодов маркировки на кассе мы адаптировали сервис Set Mark, который сверяет коды с ЭСФ и запрещает продажу товаров с „чужой“ маркировкой. В Set Mark мы загружаем данные с НИС МПТ: запрашиваем по ИНН информацию об отгруженных кодах маркировки и проверяем, принята ли ЭСФ. Может оказаться, что товар уже оплачен, а перемещение в системе еще не произошло. Так сервис помогает нашим клиентам предотвратить возможные нарушения и избежать штрафов. Мы первые на рынке предложили такое решение, которое соответствует законодательству и позволяет ритейлерам безбоязненно торговать маркированными товарами на своей кассе», — отметил Анвар Хамракулов, директор SBG.


Ответы представителя ООО CRPT Turon на вопросы ритейлеров по маркировке

С введением новых требований у операторов розничной торговли появилась масса вопросов. За разъяснениями компания обратилась к менеджеру товарной группы «Вода и прохладительные напитки» ООО CRPT Turon Дилсуз Акробжоновой.

sbg, реклама

Как вы оцениваете готовность ритейлеров к запуску программы? Какой масштаб изменений: сколько розничных точек впервые столкнется с выводом маркированных товаров через кассы?

На данный момент в НИС Asl Belgisi зарегистрировано более 4 тысяч субъектов розничной торговли. Из оборота выведено более 7 млн единиц маркированной воды и прохладительных напитков. Цифры свидетельствует, что розничное звено активно осваивает данные процессы.

Какие трудности возникают у ритейлеров в связи с новыми требованиями?

Для ответственных предпринимателей изменение требований незначительное — с 1 марта 2025 года кассиру необходимо сканировать код маркировки DataMatrix вместо штрихового кода. Все остальное онлайн-касса сделает автоматически — сформирует фискальный чек и зарегистрирует его в базе данных налоговых органов. Все модели онлайн-касс и виртуальных касс, внесенные в соответствующий государственный реестр, поддерживают работу с цифровой маркировкой.

Какие штрафы грозят за нарушение правил маркировки?

Ответственность за нарушение правил цифровой маркировки, установлена статьей 227.1 Налогового кодекса Республики Узбекистан:

  • при первом нарушении влечет наложение штрафа в размере 2% от чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация;
  • при повторном нарушении в течение года после применения штрафа влечет наложение штрафа в размере 20% от чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация.

Компания следит за изменениями в законодательстве и слышит запросы наших клиентов. Решение для автоматизации торговли Set Retail всегда готово к новым требованиям контролирующих органов, нужно только вовремя устанавливать обновления. Вопросы по кассовым решениям можно задать экспертам из Soft Business Group — одной из крупнейших компаний по автоматизации ритейла в Узбекистане или специалистам CSI.

А чтобы правила работы с маркированными товарами были всегда под рукой, компания подготовила «Памятку ритейлера: правила цифровой маркировки товаров в Республике Узбекистан». В одном документе собрали и проиллюстрировали основные алгоритмы и чек-листы, необходимые для настройки процессов и соблюдения законодательства.

Сертифицированный партнер CSI — Soft Business Group Узбекистан:

Телефон: (+998) 97−765−25−52.
E-mail: anvar.hamrakulov@gmail.com

Телефон: (+7) 800−333−22−51.
E-mail: e-commerce@crystals.ru

Telegram CSI: t.me/sdelali_kassy

На правах рекламы.