Для снятия блокировки в Узбекистане китайский маркетплейс Temu должен уплатить налоги примерно на 46 млрд сумов. Об этом 1 апреля сообщил первый заместитель председателя Налогового комитета Мубин Мирзаев на пресс-конференции в АИМК, передает корреспондент Spot.

По его словам, налогообложение электронных торговых платформ является общемировой проблемой. Согласно анализу Налогового комитета, множество маркетплейсов, занимающихся электронной коммерцией, не платят налоги, что относится не только к Temu, но и к Wildberries, который «до сегодняшнего дня не платил налоги».

«Многие могут задаться вопросом, почему только Temu? Мы направили всем участникам рынка [электронной коммерции] предупредительные письма о выполнении налоговых обязательств. Мы предупредили их об обязательстве уплаты налогов», — заявил он.

Замглавы Налогового комитета привел пример маркетплейса Wildberries, который недавно доплатил в бюджет налоги на 51,2 млрд сумов. После этого ведомство выдало заключение о том, что к Wildberries «нет никаких претензий», и маркетплейс может продолжить свою работу в Узбекистане.

По предварительным данным, которые Налоговый комитет не проверял, налоговая задолженность Temu составила порядка 46 млрд сумов (свыше $3,55 млн по курсу ЦБ). В связи с этим ведомство направило китайскому маркетплейсу претензионное письмо об уплате налогов. Если Temu покроет налоговую задолженность, их деятельность будет легализована.

В пресс-службе Налогового комитета сообщили Spot, что приведенная оценка налоговой задолженность в 46 млрд сумов не является окончательной. Ведомство установит точную сумму, которую Temu должен будет погасить. Когда маркетплейс доплатит налоги, тогда Налоговый комитет выдаст свое заключение об отсутствии претензий к Temu.

Почему заблокировали Temu

В конце 2024 года в Узбекистане утвердили новые правила для электронной коммерции. С 28 декабря международные платформы, работающие с узбекскими пользователями, обязаны зарегистрировать юридическое лицо. Почему введены новые правила и как они повлияют на рынок, Spot уже разбирал ранее.

Некоторые платформы начали адаптироваться, но Temu этого не сделала. Китайский маркетплейс активно продвигался в Узбекистане, но не зарегистрировал юрлицо.

Национальное агентство перспективных проектов (НАПП), регулирующее сферу электронной коммерции, неоднократно комментировало деятельность Temu и предупреждало о возможной блокировке.

С 20 марта 2025 года доступ к платформе планировалось ограничать. Пользователям рекомендовали не оформлять новые заказы, а уже сделанные — вернуть.

В интервью Spot начальник управления электронной коммерции НАПП Камронбек Мухаммадиев объяснил, почему был выбран именно этот срок, как пройдет блокировка и что компания может сделать, чтобы избежать ограничений.

Недавно китайский маркетплейс Temu зарегистрировался в качестве юридического лица и встал на налоговый учет в Узбекистане. Однако запланированная с 20 марта блокировка осталась в силе из-за неуплаты платформой налогов в период до регистрации юрлица. Налоговый комитет и НАПП сейчас ведут переговоры с Temu, по результатам которых будет объявлено окончательное заключение по деятельности платформы.

Ранее Spot писал, что «Яндекс Маркет» планирует официально запуститься в Узбекистане уже в апреле