С 2021 года в Узбекистане работает мобильное приложение Road24, разработанное частной командой Kash App. Оно позволяет водителям отслеживать штрафы, оплачивать их онлайн, следить за сроками техосмотра, страховки и другими параметрами. Приложение успело занять свою нишу и стало популярным среди автовладельцев.

Однако, на прошлой неделе Служба безопасности дорожного движения МВД (СБДД) запустила аналогичное собственное приложение — Safe Road. В официальном сообщении СБДД призвала пользователей перейти на новый сервис, заявив, что функция оплаты штрафов в Road24 якобы больше не работает.

Команда Road24 опровергла эту информацию. По их словам, приложение продолжает функционировать в штатном режиме. Кроме того, разработчики обвинили СБДД в дезинформации и копировании функционала их продукта.

Компания отказалась комментировать ситуацию.

Spot собрал все публичные заявления экспертов, а также обратился за комментариями к независимым юристам, IT-предпринимателям и PR-специалистам, чтобы разобраться в правовых и деловых аспектах ситуации.


сбдд, штрафы пдд

Мадина Рузматова,

Предприниматель, независимый PR-Adviser для бизнеса, эксперт по личному бренду, автор Telegram-канала «Kэрри Брэдшоу узбекского пиара».

Ситуация с приложениями Safe Road и Road24 достаточно «типичное» для публичного пространства в Узбекистане.

Непрозрачность коммуникаций государственного органа и желание выдавать желаемое за действительное вопреки бизнес-логике и экономике, уже как тренд и «дорожная карта» в пиар-подачах пресс-служб. Не буду комментировать справедливость решения МВД играть не по правилам, тут все очевидно.

Обращу внимание на системную проблему, которая гораздо глубже этого конкретного кейса, но отлично его объясняет. Это подход к коммуникациям на государственном исполнительном уровне: секретариатская. То есть, делая очень «менеджерские решения и продукты», чиновники при этом пытаются сохранить «административный» стиль в пресс-службах.

Раньше я считала что проблема только в кадрах на уровне этих пресс-офисов, но погружаясь и анализируя в разных проектах именно часть построения репутации, поняла, что дело банально в нерабочих управленческих механизмах. То есть буквально пиар-специалисты внутри ведомств могут говорить, аргументировать одно решение для внешних коммуникаций, но под давлением руководителей или интриг в финале «исполнять поручение». И вот здесь падают очень много проектов, и вроде бы адекватных в корне идей.

Нельзя к бизнес-задаче применять не бизнесовый метод управления, или противоречивые относительно менеджмента «пост-советские» решения: это нестыковка. Глобально в том, что запустилось второе конкурирующие приложение есть много пользы для всех водителей. Но с коммуникациями тотальный провал.

У меня нет информации почему так случилось, но тренд о котором я говорю можно отследить на многих официальных пресс-релизах, извинениях и «отменах» этих релизов после.

Глобально на этом кейсе можно сделать очень рабочий пиар ведомству: просто признать ошибку, выплатить компенсации бизнесу, который сейчас пострадал публично, либо найти компромиссы для обеих сторон. И сделать это публично.

Но, уверена, такой реакции ожидать не приходится, и мы, к несчастью, теряем еще один крутой кейс стартапа, веру в страну еще одного масштабного предпринимателя и, что важно, доверие международного бизнес-сообщества. Мы тратим огромное количество ресурсов, чтобы расположить к стране внешних инвесторов, но почему-то очень легко «разбрасываемся» локальными, не учитывая их вклад в индустрию и экономику.

Очень круто будет посмотреть, как отреагирует на кейс IT Park и Министерство цифровых технологий: там очень прогрессивная команда с точки зрения пиара. Потому что сейчас косвенно репутационные потери несет вся отрасль, и эти два ведомства тоже как ее драйверы.


сбдд, штрафы пдд

Анастасия Филиппова,

Начальник управления стартапов, венчурных инвестиций и развития локальных ИТ-услуг в IT Park Uzbekistan.

IT Park Uzbekistan выражает обеспокоенность в связи с распространяющейся в сети недостоверной информацией, касающейся мобильного приложения ROAD24.

Мы призываем представителей медиа и пользователей соблюдать цифровую гигиену, критически относиться к непроверенным источникам и ориентироваться только на официальные заявления от компании.

Подобные случаи подчеркивают, насколько важно для стартапов своевременно защищать свою интеллектуальную собственность. IT Park напоминает, что в рамках постановления президента от 14 октября 2024 года (№ 357) предусмотрена компенсация расходов на патентование для участников стартап-экосистемы. Это создает дополнительные гарантии для стартапов, работающих с инновационными продуктами, в том числе на стыке с государственными сервисами и данными.

IT Park Uzbekistan, как институт поддержки технологических предпринимателей, продолжит оказывать необходимую методическую, юридическую и организационную поддержку стартапам, попавшим в сложные ситуации, и содействовать формированию прозрачной и справедливой деловой среды.

С целью более глубокого понимания ситуации представители IT Park Uzbekistan связались с представителями стартапа Road24. 14 апреля на официальной странице проекта было опубликовано заявление, в котором команда стартапа предоставила дополнительные разъяснения и свою позицию по возникшим вопросам.

Мы продолжаем следить за развитием событий и готовы поддерживать конструктивный диалог между всеми заинтересованными сторонами для обеспечения прозрачности и взаимопонимания в экосистеме.


сбдд, штрафы пдд

Асадбек Гафаров,

юрист Legalmax Law Firm.

Графический интерфейс мобильного приложения — визуальный дизайн, элементы интерфейса, их расположение и стилистика — охраняется авторским правом. Если оформление оригинальное и обладает признаками новизны, оно может защищаться не только по авторскому, но и по патентному праву как промышленный образец.

Даже без патента право авторства подлежит защите, но важно понимать: охраняется не идея и не общая концепция, а конкретное выражение — визуальный стиль, структура, код.

Сам по себе функционал приложения авторским правом не защищается.

В случае с Road24 возможное сходство с другим продуктом не обязательно означает нарушение. Согласно законодательству (статья 7 закона «Об авторском праве»), переработка или адаптация произведения может рассматриваться как создание нового, производного объекта, а не копирование. Нарушением будет прямое заимствование — без изменений и без согласия автора.

При этом мобильные приложения защищаются в комплексе: охраняются и структура интерфейса, и архитектура, и алгоритмы, и визуальные компоненты. Регистрация в госреестре не обязательна, но она помогает в случае судебного спора.

Также авторским правом могут охраняться UX-дизайн, логика взаимодействия с пользователем, расположение элементов — если они действительно оригинальны.

Закон не допускает использование чужого интерфейса, кода или архитектуры даже для государственных или «социально значимых» проектов — без согласия правообладателя.

Что касается нарушения конкуренции, действующее законодательство запрещает участие государства в коммерческой деятельности, если на рынке уже есть частные игроки. В цифровой сфере уже работает приложение Road24.

Кроме того, по закону, госорганы не могут создавать коммерческие структуры, если они сами контролируют допуск к рынку — в данном случае, через доступ к API МВД.

Также вызывает вопросы то, что официальные представители СБДД — пусть и косвенно — продвигают стороннее приложение, сравнивая его с конкурентами. Это уже само по себе создает предпосылки для потенциального нарушения принципов добросовестной конкуренции.


сбдд, штрафы пдд

Малик Каримов,

Диркетор по маркетингу сети супермаркетов «Корзинка», автор Telegram-канала «На бегу».

За все годы существования Road24 у нас так и не появилось официального, удобного и функционального приложения или сервиса от самого ГСБДД.

А теперь, с появлением нового — судя по всему, такого же частного — приложения Safe Road, представители пресс-службы ГСБДД почему-то решили не просто рассказать о нем, а открыто призвать отказаться от использования «строго» Road24 и настойчиво рекомендовать «новое».

На мой взгляд, было бы гораздо уместнее и профессиональнее, если бы прозвучало примерно так: «У нас для вас отличная новость: теперь у вас есть еще одно приложение, с помощью которого вы можете следить за своими штрафами и пользоваться другими сервисами ГСБДД».

Мне посчастливилось скачать приложение Safe Road за несколько дней до того как его начали «продвигать» и оно упало.

Пока единственный функционал, которого не было в Road24, — это наличие информации о непроданных аукционных номерах, которые можно купить сразу.


сбдд, штрафы пдд

Шухратбек Курбанов,

ex-председатель правления Национального межбанковского процессингового центра (Humo), автор Telegram-канала «Kurbanoff.net».

Кейс с Road24 достаточно примечательный для того чтобы понимать как строится взаимодействие государства и бизнеса в части IT.

Судя по резкой реакции представителей Road24, они узнали об отключении из социальных сетей, хотя первая информация о запуске нового приложения была в канале СБДД еще в начале марта.

Честно говоря, не знаю на чем строилось сотрудничество компании с МВД (или СБДД) — был ли какой либо договор, а если и был, то какие были там договоренности и обязательства? Без этого сложно обвинять кого-либо в чем-либо. Но в любом случае правила приличия требуют хотя бы заранее уведомлять партнеров об изменениях.

Но реальность такова, что любое взаимодействие с госорганами у нас зависит от людей, принимающих решения, а договора чаще всего ничтожны. Сегодня вот этот менеджер — да, супер: открытость, доступы, инновации. Завтра другой — извините, а это уже нельзя.

Да, конечно, если есть договор, то можно и в суд подать, но это государство — непонятно что вы получите в итоге, даже если и выиграете.

К чему это я, к тому что министерству цифровых технологий стоило бы подумать над этим, чтобы на уровне правительства разработать справедливые правила игры, чтобы не страдало ни государство (как заказчик), ни частные партнеры (как исполнители), и главное — не страдали потребители. Иначе, любые проекты для бизнеса будут представлять из себя рулетку, дай бог, чтобы не русскую.


сбдд, штрафы пдд

Отабек Бакиров,

экономист, автор Telegram-канала «bakiroo»

Служба безопасности дорожного движения продвигает и рекомендует приложение Safe Road. А Road24, к которому все уже привыкли, якобы больше не работает. Обмен данными между Road24 и СБДД по штрафам за нарушение ПДД полностью прекращен.

Это напоминает старую историю, когда с назначением нового хокима предпринимателям и жителям сносили привычный рынок, заставляя строить новый. И неважно, нравится он кому-то или нет — хочешь или не хочешь, переселяйся.

У нас, к сожалению, не найти никого, кто бы сказал: «Ладно, пусть старый рынок сносят, но если строите новый — пусть хотя бы оба работают. Должна быть конкуренция и выбор». (Так же было — от сноса рынка Куйлюк до ситуации в Денове и Узунге.)

Так что не удивляйтесь, что и сейчас не нашлось ни одного здравомыслящего человека, кто бы сказал: пусть работает новый Safe Road, пусть работает и Road24 — это нормально.

Я бы, пожалуй, удивился, если бы, например, Антикоррупционное агентство вдруг обратило внимание на эти странные кейсы с «разработкой и заказом приложений» в министерствах и ведомствах.


сбдд, штрафы пдд

Акмаль Пайзиев,

основатель компаний Numeo, Newmax Technologies, Maxtrack, Workly, MyTaxi и Express24, автор Telegram-канала «Payziev24».

С основателем Road24 Бахтиёром я познакомился еще в 2014 году. Тогда он только вернулся из Австралии. Меня впечатлили его ясность мышления и энергия — и я пригласил его занять должность операционного директора в MyTaxi.

Бахтиёр был одним из тех, кто подтолкнул нас к тому, чтобы мы изменили направление развития MyTaxi. Позже он запустил проекты Lamuz и Road24. Когда я бываю в Узбекистане, все штрафы от ГАИ я оплачиваю именно через Road24 — это очень удобное приложение.

Я и раньше говорил Бахтиёру: это сотрудничество очень рискованное. Потому что, если в государственном органе меняется руководство, вполне естественно, что на такие сервисы могут назначить кого-то из своих — родственника, племянника или знакомого. Поэтому такие API лучше было бы предоставлять не напрямую через службы ГАИ, а через Единый портал интерактивных государственных услуг, и сделать их открытыми (Public API) — так было бы правильнее.

Я обращаюсь к IT Park, Антимонопольному комитету и другим организациям, которым не безразлично развитие стартапов: прошу обратить внимание на эту ситуацию. В противном случае Узбекистан может потерять такого прогрессивного предпринимателя, как Бахтиёр.