Fitch Ratings выделило структурные риски для банковского сектора Узбекистана. Об этом 16 апреля на конференции рейтингового агентства рассказал директор по банковскому сектору Fitch Павел Каптел, передает корреспондент Spot.
По его словам, в последние годы в Узбекистане происходит дедоларизация кредитов (42%) и депозитов (25%). Однако Fitch считает текущую ситуацию с долларизацией «очень высоким уровнем» — одним из самых высоких на пространстве СНГ, где работает агентство, подчеркнул он.
«На наш взгляд, это несет потенциальные риски для качества активов банковского сектора, учитывая, что многие валютные кредиты [выданы] госсектору. В стране, по сути, до сих пор не развито хеджирование валютных рисков, поэтому в случае негативной ситуации — ослабления национальной валюты — это создаст проблемы для банков», — отметил Павел Каптел.
Другим риском является ухудшение качества активов банковского сектора — особенно госбанков, — которое Fitch считает одним из ключевых вопросов. Среди причин этого Каптел назвал признание проблемных кредитов (NPL), которые были выданы ранее, и существенное улучшение риск-практик и риск-менеджмента банков, которые стали активнее признавать проблемы.
Fitch прогнозирует, что в 2025 или 2026 году уровень кредитов с просрочкой задолженности более 90 дней (3 стадия по МСФО) достигнет пика — 9−10% от общего кредитного портфеля банков, с которыми работает агентство, — и затем будет постепенно снижаться по мере списания или возврата просроченных кредитов.
«Самый высокий уровень проблемных кредитов отмечается у госбанков, которые выполняют функцию льготного кредитования — наиболее сложный сегмент. Мы видим, что за последние годы эти банки признали большой объем проблем и, соответственно, вынуждены были создать значительный объем резервов под это, что повлияло на их прибыль. Некоторые из госбанков за последние несколько лет показывают убытки», — поделился представитель Fitch.
Павел Каптел назвал «солидной» госпомощь банковскому сектору, которому за последние 5 лет было предоставлено $2 млрд. Большая часть помощи от государства направлена банкам, выполняющим функцию льготного кредитования, для покрытия убытков, резервирования проблемных кредитов и поддержание капитализации.
В то же время «Узпромстройбанк», «Асакабанк» и «Алокабанк», выставленные на приватизацию, получили меньше помощи для поддержания их уровня достаточности капитала, добавил он.
В качестве еще одного структурного недостатка Павел Каптел выделил зависимость банковского сектора, особенно госбанков, от внешнего финансирования, что, по его мнению, становится особенно актуальным в нынешнее нестабильное время. Например, более 70% финансирования госбанков, занимающихся выдачей льготных кредитов, приходится на внешнее фондирование и госфонды. В свою очередь, в частных банках 58% финансирования обеспечивается за счет депозитов населения.
«Мы считаем, что риски в краткосрочной перспективе невелики потому, что большая часть этих ресурсов получена от международных финансовых организаций и банков на долгосрочный период и по специальным льготным условиям», — сказал он.
Ранее Spot писал, что Fitch ожидает очередной перенос приватизации 1−2 крупных госбанков Узбекистана.