«Узбекнефтегаз» завершил более чем трехмесячный плановый ремонт завода Uzbekistan GTL. Об этом 16 апреля на конференции Fitch Ratings заявил заместитель председателя правления госкомпании по экономике и финансам Бахтияр Анаркулов, передает корреспондент Spot.

«В середине марты мы завершили плановый ремонт [Uzbekistan GTL], и сегодня завод работает на 97% [мощности]», — поделился топ-менеджер «Узбекнефтегаз».

В ноябре прошлого года Fitch Ratings отмечал, что завод Uzbekistan GTL, чья заявленная мощность составляет 3,6 млрд кубометров газа для производства дизеля, нафты, керосина и сжиженного газа, негативно сказывается на деятельности «Узбекнефтегаза». Согласно прогнозу агентства, завод сможет выйти на полную мощность лишь в 2026 году.

3 декабря 2024 года в пресс-службе «Узбекнефтегаза» подтвердили Spot, что Uzbekistan GTL закрылся на ремонт. Экономист Отабек Бакиров сообщил, что закрытие завода произошло на 15 дней раньше, чем в 2023 году, а также на месяц раньше, чем в 2022 году. Он предупредил, что это придет к росту цен на дизель и пропан, усиливая зависимость от импорта.

Тогда же цена пропана на товарно-сырьевой биржи (УзРТСБ) выросла за день почти на 4%, превысив 7,7 млн сумов за тонну (с 6 ноября введен потолок цен на пропан). Участники рынка связали повышение стоимости сжиженного газа с закрытием завода и выбытием предложения Uzbekistan GTL — самая низкая цена на рынке.

После 19 февраля стоимость пропана, которая тогда составляла 7,77 млн сумов (объем — 1378 тонн), начала резко снижаться. К 17 апреля сжиженный газ подешевел более чем на 2,5 млн сумов, а цена опустилась ниже отметки 5,3 млн сумов за тонну (объем — 1478 тонн).

uzbekistan gtl, ремонт, узбекнефтегаз

Фото: Газета «Новости UZEX»

Кроме того, в январе-феврале 2025 года производство дизельного топлива в Узбекистане рухнуло практически на 40% — с 123,1 до 74,5 тыс. тонн. На этом фоне Комитет по конкуренции с 26 февраля установил на бирже потолок цен на дизель для поддержки фермеров в посевной сезон.

Uzbekistan GTL

Шавкат Мирзиёев запустил Uzbekistan GTL в декабре 2021 года, после пяти лет строительства. Завод перерабатывает природный газ в авиакеросин, дизтопливо, сжиженный газ, нафту и другие продукты.

В феврале 2022 года на заводе запустили собственное производство водорода, а через четыре месяца стартовал выпуск синтетической нефти и из нее — дизельного топлива. С сентября также началось производство синтетического авиакеросина.

Первая партия GTL-дизеля ушла с торгов в начале прошлого июля. С тех пор производитель снизил отпускную цену на топливо пять раз, в общей сложности — почти на 35% по сравнению с первоначальной.

С лета 2023 года Uzbekistan GTL начал продавать собственный сжиженный газ. Первую партию пропано-бутанового топлива завод оценил в 3,1 млн сумов за тонну.

Ранее Spot писал, что Узбекистан в январе-феврале превратился в нетто-экспортера газа.