Ташкент вернул кредитный рейтинг агентства Fitch Ratings, отозванный в декабре 2023 года, сообщила пресс-служба столичного хокимията. Долгосрочные рейтинги дефолта Ташкента в иностранной и национальной валюте сохранены на уровне «BB-» со «стабильным» прогнозом.
Оценка риск-профиля «более слабый уровень» учитывает мнение агентства о высоком риске относительно сопоставимых эмитентов, что способность Ташкента покрывать обслуживание долга за счет операционного баланса может непредвиденно ослабнуть в течение 2024−2028 годов либо ввиду более низких доходов и более высоких расходов, либо в связи с непредвиденным увеличением обязательств или потребностей в обслуживании долга.
Доходы
Источники доходов Ташкенты по-прежнему являются нестабильными на фоне продолжающейся в республике налогово-бюджетной реформы. Структура налоговых поступлений и их распределение между органами власти различного уровня постоянно меняются по усмотрению правительства. В 2023 году налоговые поступления обеспечили 50% от суммарных доходов столицы, следом идут трансферты — 33%.
«Большая часть доходов города зависит от слабой кредитоспособности центрального правительства, а изменения в национальном налоговом регулировании, приводящие к низкой предсказуемости, обусловливают „более слабую“ оценку устойчивости доходов», — отметили в Fitch.
Агентство оценивает способность Ташкента генерировать дополнительные доходы в случае возможных экономических спадов как ограниченную. Налоговые полномочия города контролируются правительством, которое определяет ставки по всем налогам, а также их распределение между органами власти различного уровня.
Столица собирает подоходный налог и налог на имущество, которые составляли 22% операционных доходов в 2023 году, а также сборы и платежи, обеспечившие еще 13% доходов. Возможности увеличения этих доходов ограничены, а их рост покрыл бы менее 50% предполагаемого падения доходов при экономическом спаде.
Расходы
Предсказуемость расходов является низкой ввиду развивающегося характера структуры полномочий города, что ограничивает их прогнозируемость. Динамика расходов исторически является волатильной ввиду перераспределения расходных обязательств, и, кроме того, расходы были подвержены влиянию относительно высокой двузначной инфляции, которая в среднем составила 12% в 2019—2023 годах.
Способность города сдерживать расходы в случае сокращения доходов является низкой, поскольку основная часть расходных обязательств носит обязательный характер. В структуре бюджета столицы преобладают негибкие статьи расходов, которые превышали 80% всех расходов в 2023—2024 годах Около 19% расходов в 2023 году приходится на оплату труда — наименее гибкая расходная статья, — подлежащую индексации в соответствии с уровнем инфляции.
Кредиты
Оценка «более слабый уровень» устойчивости долговых обязательств и ликвидности отражает в целом слабую национальную систему регулирования в отношении управления долгом и ликвидностью и недостаточную развитость рынков капитала в Узбекистане. В отличие от других субнациональных образований, Ташкенту запрещено брать кредиты (за исключением межбюджетных займов) и предоставлять гарантии, у города есть ограниченное право на внутренние заимствования через государственные предприятия (GREs). В результате Ташкент оказывает поддержку этим предприятиям в обслуживании долга за счет бюджетных трансфертов.
В 2019—2023 годах Ташкент обслуживал кредиты ряда связанных с государством компаний и долгосрочные обязательства по проектам ГЧП в области модернизации коммунальной инфраструктуры. Fitch учитывало эти кредиты в своих расчетах скорректированного долга города. Значительная часть долга госкомпаний номинирована в иностранной валюте, что подвергает столицу валютному риску.
Доступная ликвидность у Ташкента ограничена остатками денежных средств, которые увеличились до $822,5 млн на конец 2023 года, что подкреплялось более сильными доходами. Доступ города к долговому рынку капитала ограничен национальным регулированием. Основная часть денежных средств является ограниченной в использовании, предназначаясь для определенных расходов.
Также Ташкент имеет поддержку в виде механизма ликвидности, предоставляемой правительством в форме краткосрочных бюджетных кредитов для покрытия внутригодовых кассовых разрывов. Суверенный рейтинг Узбекистана «BB-» как источника дополнительной ликвидности при необходимости подкрепляет оценку данного фактора «более слабый уровень».
Финансовый профиль Ташкента отражает хорошие первичные (срок окупаемости ниже 9 лет) и вторичные показатели (долговая нагрузка ниже 70%), которые Fitch оценивает на уровне категории «aa» в базовом сценарии на 2024−2028 годы.
Агентство прогнозирует, что операционный баланс столицы в среднем составит 1,37 трлн в 2024—2028 годах, снизившись с 2,23 трлн сумов в 2023 году. Операционный баланс в основном поддерживается доходами от налогов, которые, как ожидается, вырастут до 12,18 трлн сумов к 2028 году за счет роста экономики Узбекистана. Это будет частично компенсировано ростом операционных расходов из-за высокой инфляции.
Также ожидается, что Ташкент продолжит реализовать инвестиционные программы, средний объем которых составит 2,64 трлн сумов в год в 2024—2028 годах, для поддержки развития инфраструктуры.
Самостоятельный кредитный рейтинг Ташкента в «BB-» выше, чем у Буэнос-Айреса или на уровне бразильского штата Сан-Паулу. Однако он ниже, чем у муниципалитетов Анкары и Стамбула, Алматы и Еревана, все из которых имеют более сильные финансовые профили категории «ААА».
Ранее Spot писал, что Fitch понизило кредитный рейтинг «Узметкомбината» до уровня «B+».