В начале августа «Яндекс.Новости» вышли на рынок Узбекистана, переехав на домен UZ и предоставив местным СМИ доступ к агрегатору.

Тогда же Узбекистан вошел в список стран, где можно бесплатно пользоваться «Яндекс.Музыкой» и «Яндекс.Радио». До этого такая возможность была лишь у жителей ограниченного числа стран, что объяснялось правами на композиции.

Ранее «Яндекс» вывел в Узбекистан «Карты» и «Навигатор» — перед запуском «Такси» в начале апреля сервису нужны были прорисованные и актуальные карты местности.

Примерно в то же время начали отображаться дорожные события, а вот пробки так еще и не обзавелись шкалой баллов — для этого, говорили в компании, надо собрать солидную базу информации о ситуации на дорогах.


Фото: отображение парковок в Ташкенте.

В середине августа стало известно, что компания нашла регионального менеджера для Узбекистана, которого искала с мая.

Все это указывает на то, что компания долго готовилась к экспансии и теперь приступает к активным действиям, правда, первая же платформа, которую компания вывела на рынок Узбекистана, вызвала неоднозначную реакцию.

Пользователи указывали на нехватку автомобилей, в сети разворачивались дебаты на тему поддержки отечественных сервисов, что, в итоге, вылилось в отдельную историю, когда в социальных сетях появилось сообщение о том, что местные такси-компании обратились с коллективным обращением в инстанции с просьбой пресечь деятельность «Яндекс.Такси» на территории Узбекистана.

«У многих компаний, предоставляющих услуги такси, сократился объем, даже были трения с „Яндексом“», — говорил в конце июля руководитель практики бизнес-консультирования PwC Узбекистан Ёдгор Гафуров.

В июне стало известно, что в день через «Яндекс.Такси» совершается в среднем 20 тыс. поездок. Для сравнения, в начале апреля, еще до начала работы «Яндекс.Такси», сообщалось, что через диспетчерские и мобильные приложения в Ташкенте проходило около 11−12 тыс. заказов в день.

«„Яндекс“ здесь, конечно, взлетит — я уже пользуюсь такси от „Яндекса“, их услуги дешевле, чем у наших агрегаторов», — считает Лазиз Адхамов, директор по развитию SAP в Узбекистане.

При всем при этом «Яндекс» всё еще присутствует в Узбекистане через партнеров. Так, к примеру, Арам Саргсян, директор по международной стратегии «Яндекс.Такси», говорил, что компания работает здесь только с местными юрлицами (таксопарки и диспетчерские):

«Поэтому ответственность за получение лицензий, проверку водителей и другие подобные вопросы лежит на них как на перевозчиках», — отмечал Саргсян.

«Карты», «Навигатор», «Музыка» или «Новости» — всё это можно запускать в Узбекистане из любой другой страны, чего не скажешь, например, о таких сервисах, как «Афиша» или «Маркет».

"Для меня выбор продуктов «Яндекса» для рынка Узбекистана логичен, кроме, конечно, «Яндекс.Новостей». Не знаю, кто их читает. Но в целом мы самая густонаселенная страна Центральной Азии, так что вполне вероятно, что большинство сервисов «Яндекса» у нас приживутся", — считает Акмаль Салихов, основатель студии VRonica.

По его мнению, следующее, что надо внедрять в Узбекистане — «Яндекс.Авиабилеты» и приложение «Электрички», так как в стране никак не могут сделать удобный сервис покупки онлайн-билетов.

Лазиз Адхамов, в свою очередь, сообщил, что для поиска авиабилетов использует Aviasales, а в «Яндекс.Деньгах» нет необходимости:

«Современные финтех-платформы куда круче: и мобильные приложения, и Apple Pay тот же — всё удобнее и безопасно», — говорит Адхамов.

Формально в Узбекистане есть один агент «Яндекс.Денег» (сервиса электронных платежей, который позволяет принимать оплату электронными деньгами, наличными, с банковских карт) по идентификации, но пополнять кошелек сумами нельзя из-за законодательных ограничений.

Фото: точки пополнения «Яндекс.Денег». Они есть в Казахстане, Таджикистане и Кыргызстане, но не в Узбекистане.

По той же причине, кстати, Узбекистан всё еще единственная страна Центральной Азии, которой нет в PayPal.

«Уверен, что „Яндекс.Музыка“ будет крайне востребованным продуктом в Узбекистане. Осталось лишь договориться с мобильными операторами о бесплатном мобильном трафике, и всё, прощай, радио», — считает Салихов.

Локализация, кстати, это то, чем «Яндекс» сейчас практически не занимается.

К примеру, компания завела страницу в Facebook «Яндекс Узбекистан», но публикуемые посты могли бы с тем же успехом быть на любых других страницах компании — отсутствует привязка к местности, SMM-специалисты не готовят отдельные посты для местной аудитории, а вся коммуникация ограничивается перепостами с основного аккаунта.

«Я лично из-за ограничений не пользовался „Яндекс.Музыкой“, в основном использовал Deezer. Но если у „Яндекса“ будет хороший инструмент подбора песен, как у Last.fm и Pandora, думаю, этот сервис будет очень популярным здесь. Конечно, не стоит забывать о национальной эстраде, „Яндексу“ нужно курировать контент, а не просто поставить зеркала своих серверов в Tas-IX», — отмечает Салихов.

Действительно, главная страница yandex.uz, которая еще с 2003 года перенаправляла на yandex.com, а потом начала показывать местные новости, постепенно обзаводится новыми ссылками — сейчас там «Картинки», «Видео», «Карты», «Переводчик», «Диск» и «Яндекс.Браузер».


Фото: так выглядит главная страница yandex.uz на конец августа 2018 года.

Все они на домене uz, но ни один из них не входит в Tas-IX. Следовательно, тот же «Диск» мог бы пользоваться большей популярностью, если бы был в Tas-IX — облачных сервисов сейчас явно не хватает.

«По статистике того же iTunes, наши соотечественники из-за рубежа предпочитают покупать песни своих земляков, более или менее популярных у населения. Ну, а местные и вовсе крайне редко прибегают к покупке любимой композиции — ведь есть куча бесплатных сайтов. Актуальность „Яндекс.Музыки“ зависит от того, будет этот сервис платным или нет», — считает Шохрух Яссавий, директор по развитию бизнеса медиаагентства Great Wall Media.

В начале декабря российский стриминговый сервис Zvooq вышел в Узбекистан в коллаборации с Ucell — это позволяет клиентам компании слушать музыку без платы за трафик и в оффлайне.

«Яндекс.Музыка» же в ином положении, так как при пользовании уходит трафик, в результате чего потенциальная аудитория автоматически сокращается в разы хотя бы потому, что не так уж много людей готово тратить и без того дорогой интернет еще и на музыку.

«Думаю, что в сравнении с менее опытными (а значит, и менее конкурентоспособными) отечественными аналогами потенциал у сервисов „Яндекса“ на рынке Узбекистана довольно высок. Главное — учесть менталитет и специфику рынка, тем самым не допустив ошибку в выборе региональных менеджеров, чтобы подобрать правильный „ключ“ к аудитории», — считает Яссавий.

Одним из немногих сервисов на главной странице, который сейчас хоть как-то локализован и даже переведен на узбекский язык, это вызов такси. Все остальное («Картинки», «Переводчик» и так далее), по сути, лишь зеркала на местном домене и вряд ли могут считаться самостоятельными проектами.

«Уверен, у „Яндекса“ в Узбекистане вполне светлое будущее. Можно более чем рентабельно задействовать здесь большую часть сервисов — и они будут актуальны. Опять же — за вычетом „Новостей“, „Дзена“ и „Браузера“. Лично мне наиболее интересны „Яндекс.Диск“ (интегрированный в зону Tas-IХ) и „Яндекс.Маркет“», — сказал Яссавий.

Сейчас у компании нет физического офиса в Узбекистане, впрочем, он пока не особо и нужен с теми продуктами, что выведены на рынок, но в вакансии регионального менеджера были указаны не только сервисы, которые можно поддерживать удаленно, но и работы по выводу «Яндекса» в лидеры рынка.

В перспективе — открытие локального офиса, руководство местной командой и локализация проектов (их у «Яндекса» более 50).

В соседнем Казахстане, к примеру, локализованы «Афиша», «Расписание», «Маркет», «Директ», «Погода», «Пробки», «Авиабилеты» и многое другое. Посещаемость yandex.kz (по Similarweb) — более 50 млн визитов в месяц, тогда как у yandex.uz за тот же отрезок — около 50 тыс.

«Раз сами не делаем своих платформ, значит, нашими душами будет владеть платформа российская или любая другая. Не ждать же вечность, когда свои что-то напишут или государство сделает хоть что-то в этом направлении. Пока они готовы сжигать деньги, потребитель выигрывает. В долгосрочной перспективе, конечно, мы проиграем», — отмечает Адхамов.