акциз, безалкогольные напитки

Альфия Мусина,

исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Узбекистана, магистр в области международных отношений и европейских исследований.

В ноябре производители газированных напитков с удивлением узнали о планах правительства ввести с 1 апреля 2024 года акциз на напитки, содержащие сахар. Такие планы содержатся в Бюджетном послании Минэкономфина к Олий Мажлису. Принимая во внимание этот документ, депутаты должны разработать государственный бюджет на 2024 год.

Наша ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков Узбекистана приветствует все намерения, направленные на снижение потребления сахара, борьбу с сахарным диабетом и лишним весом. Но возникает закономерный вопрос: почему при подготовке такого важного документа и поставленных серьезных целях по оздоровлению населения, составители послания не провели никакого диалога с представителями индустрии?

Считаем, что установление акциза на сладкую газировку не снизит потребление сахара, но повлечет за собой тяжелые экономические последствия — повышение цен и свертывание множества инвестиционных программ.

В послании «акцизу на газировку» посвящены два абзаца:

«На основании рекомендации Всемирной организации здравоохранения о введении дополнительного налога на безалкогольные напитки, содержащие сахар и другие виды подсластителей, с 1 апреля 2024 года вводится акциз в размере 500 сумов за литр на газированные напитки, содержащие сахар. Поступления от этого акциза в полном объеме предлагается передать в Фонд развития медицины.

Налогообложение безалкогольных напитков, содержащих сахар или другие подсластители, первоначально было введено в Бельгии, Финляндии, Франции, Венгрии, Ирландии, Латвии, Монако, Норвегии, Португалии и Великобритании. После 2016 года эта практика распространилась и на некоторые другие страны. На сегодняшний день более 50 стран ввели акцизный налог на эти виды напитков. Такой налог взимается и в странах СНГ — Российской Федерации, в Кыргызстане, Таджикистане и Азербайджане. В странах ЕС ставка налога на литр напитка составляет от 0,07 до 0,2 евро, в России она составляет 7 рублей (или $0,07), в Украине 0,1 евро".

Начнем с того, что в рекомендации ВОЗ нет ни слова о «других видах подсластителей», речь идет исключительно о сахаре. Чрезмерное потребление сахара серьезно вредит здоровью нации, увеличивая нагрузку на здравоохранение. Но рынок сладких газированных напитков в Узбекистане находится на стадии развития, он в два раза меньше на душу населения, чем в соседнем Казахстане. В Узбекистане потребление безалкогольных напитков — 2,8 млрд литров, в Казахстане — 3,1 млрд литров. При том, что население Узбекистана — чуть больше 36 млн, в Казахстане — 19,5 млн человек.

Узбекистане — традиционно чайная страна, объем потребления газировки (soft drinks, куда сюда входят не только сладкие газированные напитки, но и минеральная, газированная и негазированная вода) составляет 2,8 млрд литров в год, объем потребления чая и кофе (hot drinks) составляет 6,5 млрд литров в год, если оперировать точными цифрами.

Потребление сахара в Узбекистане в 2017 году составило 31 кг на душу населения. Тем не менее, в стране не проводилось исследования структуры потребления сахара, в связи с чем были использованы данные по Российской Федерации. В 2017 году на производственное потребление сахара приходилось лишь 40,3%, на потребление населением — 51,5% и на экспорт — 8,2%. При этом на индустрию безалкогольных напитков приходится лишь около 1,5% оборота сахара.

Основной сахар население потребляет «с ложки», в кондитерских изделиях, конфетах и фасованном сахаре. Сладкую газировку люди пьют от случая к случаю. И если говорить о здоровье нации как о цели, то необходимо проводить информационные кампании о вреде чрезмерного употребления сахара в целом. Подняв цену на всю газировку, этой цели невозможно будет добиться. Люди не перестанут класть сахар в чай и кофе и употреблять чрезмерно сладкие кондитерские изделия. И это объективная реальность.

Рекомендация ВОЗ по потреблению сахара составляет 25−50 граммов в сутки. На долю напитков в ней рекомендовано оставить не более 5 грамм, это составит небольшой стакан классической сладкой газировки, при условии, что человек не кладет сахар в чай или кофе. Напитков с нулевым или пониженным содержанием сахара можно пить больше. Главная задача — разъяснять потребителю, что сахар нужно снижать в питании до рекомендованного уровня, чтобы избежать проблем со здоровьем. Полностью доклад ВОЗ можно прочитать здесь.

Стимулировать, а не наказывать

Для того, чтобы в наших газированных сладких напитках был приемлемый уровень сахара, производителей надо поощрять снижать сладость напитков, чтобы это, как в развитых странах, стало конкурентным преимуществом. Установив акциз без дифференциации, правительство добьется только одного — производителям будет незачем снижать уровень сахара в напитках, потому что и за 5 грамм сахара и за 1,5 грамма и за zero sugar они будут платить одинаковый налог. И по сути, у них останется только одно конкурентное преимущество — делать напитки слаще, чтобы понравиться потребителю.

Именно так произошло во Франции. В 2012 году правительство установило единый налог на все напитки, а в 2018 году ввело дифференциацию. Чем меньше сахара, тем меньше налог. Тем самым заставив индустрию ввести новый тренд для потребителей, «меньше сахара, меньше калорий». Потребление напитков zero sugar сейчас составляет больше половины рынка.

Во Франции налог начинается от 3,5 евроцентов за литр для напитков с содержанием сахара менее 1 г/100 мл и увеличивается до 20 евроцентов за литр для напитков с содержанием сахара более 11 г/100 мл. Также существует фиксированная ставка на подсластители в размере трех евроцентов за литр.

В Великобритании налог на сладкие напитки (по состоянию на апрель 2018 года) составляет 0,24 фунта стерлингов за литр для напитков с содержанием сахара более 8 г на 100 мл, а также 0,18 фунта стерлингов за литр для напитков с 5−8 г на 100 мл.

Напитки с содержанием сахара менее 5 г, а также чистые фруктовые соки и напитки на основе молока исключены.Такие продукты, как торты, печенье и другие продукты питания, не облагаются налогом, хотя отдельная инициатива призывает производителей добровольно снижать содержание сахара в этих продуктах.

Дания, Ирландия, Норвегия и Финляндия ввели, а затем отменили налог на сахар в напитках, оценив его неэффективность для борьбы против лишнего веса. И этот обратный процесс, дополнительные исследования и различные уточнения закона на сахар в напитках идут во «многих развитых странах», упомянутых в послании, и для нас это очень важно и показательно: тщательно изучив их опыт, мы можем избежать их ошибок, сохранить бюджетные деньги, малые и средние предприятия и рабочие места.

В упомянутой в документе Украине законопроект по акцизу на сахар был подан в феврале 2023 года, но в данное время вопрос на паузе. Ранее подобные инициативы также рассматривались Верховной Радой, но впоследствии акциз так и не был введен.

Примечателен опыт Мексики, где потребление сахара было достаточно катастрофичным. Страна ввела налог на подслащенные сахаром напитки (SSB) в январе 2014 года чтобы бороться с огромным кризисом ожирения — более 70% населения имеют избыточный вес или страдают ожирением. Был установлен один песо за литр для всех SSB, а также введен 8% налог на продукты с высоким содержанием сахара, соли и жира. Налог на сахар в Мексике привел к разорению 30 тыс. мелких бакалейных магазинов и ликвидировал 50 тыс. рабочих мест в розничной торговле. И при этом снизил ежедневное потребление безалкогольных напитков только на 17 кДж (4 калории) в день — менее 0,2% от ежедневного потребления.

На развитые страны стоит ориентироваться только в качестве подхода — там действительно вводимые меры и пропаганда заставляют и производителей и людей снижать потребление сахара. Для них не критично поднятие цен, потому что уровень жизни несоизмеримо выше.

Что будет в Узбекистане, если принять акциз

И без того маленький рынок сладких безалкогольных напитков быстро схлопнется. Пострадают мелкие производители, а крупные игроки свернут свои инвестиционные программы и новые линейки с нулевым содержанием сахара. Страна недосчитается тысяч новых рабочих мест. Сиюминутная прибыль в бюджет отзовется последующим спадом сбора налогов. Не каждый небольшой частный предприниматель, производящий соки, нектары и сокосодержащие напитки, выдержит новый налог и снижение потребления.

Но зато в страну хлынет «серая газировка» из соседних стран, потому что разница в цене — это всегда большое искушение для людей занятых в торговле. На рынок «камазами» будут завозить напитки из Афганистана и соседнего Казахстана, где, кстати, тоже хотели ввести акциз, но посчитав все за и против, отказались.

Моя коллега, глава ассоциации производителей безалкогольных напитков Казахстана Алия Мамытбаева заявила, что введение налога на сахаросодержащие безалкогольные напитки будет иметь негативное влияние на предприятия отрасли. По представленным ею расчетам, уже в первый год после введения данной меры налогооблагаемая база сократится со 131,6 до 96,8 млрд тенге. При этом будет закрыто около 12,6 тыс. рабочих мест только в самой отрасли, и еще 7−10 тыс. рабочих мест в смежных отраслях.

Она привела в пример ряд исследований, которые ставят под сомнение эффективность вводимой государством меры. В частности, согласно исследованию директора по профилактике неинфекционных заболеваний ВОЗ доктора Дугласа Бетчера, налогообложение напитков не вошло в список 16 наиболее эффективных мер по борьбе с неинфекционными заболеваниями. В докладе McKinsey отмечается, что налогообложение сахаросодержащих напитков является одной из наименее эффективных мер в борьбе с ожирением. Исследование российской Высшей школы экономики показало, что введение акциза приведет к сокращению продаж и сбора других налогов. Кроме того, негативные эффекты будут накапливаться.

Считаю, что при введении такой серьезной меры, как акциз, не стоит брать за основу только релиз ВОЗ, нужно просчитывать все последствия: и социальные, и экономические.

«Серая газировка»

В Узбекистане так же, как и в Казахстане в индустрии задействовано огромное количество малого и среднего бизнеса. Производителей сладкой газировки, соков и сокосодержащих напитков в стране на 2023 год насчитывалось 1021 предприятиe.

Большинство из них не справится с новой налоговой нагрузкой, и будет вынуждено уходить в серую зону, продавать продукцию «из-под полы». Я не думаю, что у налоговой инспекции хватит мощности приставить к каждому производителю по инспектору. И тут начнется именно то, против чего мы и боремся — отсутствие контроля за содержанием сахара. Его не станет меньше. Химических красителей и дешевых стабилизаторов вкуса не станет меньше. Чтобы снизить издержки, предприниматели начнут снижать качество.

Гораздо выгоднее будет ввозить в страну серый импорт, тем самым поддерживая экономику других стран. В нашей стране каждое рабочее место на вес золота, а мы добровольно режем индустрию, которая предоставляет работу узбекистанцам не только на своих предприятиях, но и в смежном бизнесе — логистика, полиграфия, торговля и многие другие.

За этот акциз будет платить потребитель и не заявленные 500 сумов за литр, а по первичным подсчетам, 750−1000 сумов за литр, включая наценки дистрибьюторов, розничных точек и 12% НДС. Так как доля сахара от газированных напитков в организме страны ничтожно мала, то заявленного результата по сохранению здоровья нации не будет.

Как достичь цели

Все зависит от самой цели — здоровье нации или сиюминутное пополнение бюджета за счет потребителей и производителей.

Все крупные социально-ориентированные производители безалкогольных газированных напитков твердо стоят на позиции за здоровый образ жизни. Каждый из них осуществляет свои социальные программы — это спорт, экология, образование.

Большие игроки ставят перед собой задачу создавать линейки напитков с нулевым содержанием сахара, задать тренд на отказ от слишком сладкой продукции, и это не только напитки, но и в целом сахар и кондитерские изделия, выступают флагманами этого тренда, чтобы низкое содержание сахара в продукции становилось конкурентным преимуществом. За ними будет подтягиваться средний и малый бизнес, когда они увидят, что именно спрос, а не акциз формирует привычку потребителей следить за правильным питанием.

Необходима эффективная информационная кампания для потребителей, разъясняющая вред чрезмерного употребления сахара. Гораздо эффективнее сработал бы диалог Минздрава с крупными производителями, где они вместе могли бы составить дорожную карту по этой проблеме и осуществлять совместные проекты. Нужна активная работа «третьего сектора», некоммерческих организаций, занимающихся предотвращением, профилактикой и лечением диабета. Наша ассоциация готова широко их поддержать.

Но пока мы видим нежелание государственных структур выходить на диалог. А значит, я могу предположить, цель акциза — заткнуть бюджетную брешь, не заглядывая за горизонт. Получить деньги здесь и сейчас, а потом потерять в налогах и отменить акциз или сделать его дифференцированным, как случилось во «многих развитых странах», опыт которых чиновники не изучили до конца.

Мы в ассоциации готовы к диалогу, обсуждение проекта. У нас есть знания и цифры. Наша цель — сформировать здоровые привычки у населения, дать им альтернативу чрезмерному потреблению сахара, пропагандировать здоровый образ жизни, улучшать качество продукции и расти, как индустрия, предлагающая рабочие места.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции