Основатель российской пивоварни Malz&Hopfen Рустам Аскаров переехал в Узбекистан. Об этом он рассказал порталу пивного рынка ProfiBeer.
По его словам, два года назад он решил, что не хочет делать бизнес в России — любым начинаниям очень вредит госрегулирование и отрицательный тренд развития экономики.
Кроме того, у него сложилось впечатление, что люди весьма далекие от пивного рынка пытаются его регулировать. Какое-то время назад Аскаров перенес производство из России в Литву и варил пиво в Каунасе, работая на российский рынок.
Когда произошел очередной скачок курса рубля, предприниматель перестал поставлять свою продукцию в РФ: это стало невыгодно. Кроме того, из-за пандемии регулярные поездки в Каунас пришлось прекратить.
«Я решился переехать в Узбекистан, потому что здесь гораздо меньше давление со стороны государства. У этой страны есть интересная особенность: закон принимается, а его реализация откладывается на неопределенный срок. Например, недавно ввели лицензирование для пивоварен, но пока лицензии никто не требует. Экспериментально с 1 апреля ввели штрихкодирование. Однако ни одного штрихкода ни на одной бутылке я пока не видел», — рассказывает Аскаров.
Он также приводит другой пример — два года назад решили, что теперь пивоварням нужно устанавливать счетчики. Предприниматель обращался в министерство, которое занимается регулированием алкогольного рынка — интересовался, какие счетчики ставить и в какие сроки. Ему ответили, что это пока не обязательно. Постановление есть, а его реализации нет.
«По сравнению с Россией это огромная разница. Росагкогольрегулирование не просто производит расчет мощности, чтобы определить, нужен ли предприятию счетчик. Это всегда выливается в комплексную проверку бухгалтерии и документации на оборудование», — сравнивает Аскаров.
Нет транснациональных гигантов, которые готовы подмять под себя весь рынок
Рустам рассказал о других преимуществах жизни в Узбекистане для предпринимателей. Например, два года назад отменили лицензирование на продажу пива и вина, произведенного внутри страны, и ввели заградительную пошлину на импортную продукцию.
Лицензия нужна только на торговлю импортным пивом. То есть, власти поддерживают местный рынок и делают все для его развития. Чтобы продавать пиво местного производства, не потребуется даже стационарного места. Достаточно оформить ИП.
Кроме того, в Узбекистане гораздо меньше акцизы. На десять литров местного пива — полтора доллара, на литр импортного — два доллара.
«Огромный плюс я вижу и в том, что здесь нет транснациональных гигантов, которые готовы подмять под себя весь рынок. Почти все пивоварни в стране принадлежат местному бизнесу. Единственное исключение — в свое время в Узбекистан пытался зайти Carlsberg, но дела не пошли, и завод пришлось продать. Больших предприятий почти нет, у большинства варочник до 10 тонн. Много совсем мелких — на 300, на 500 или 1 000 литров», — рассказывает Аскаров.
Что собой представляет пивной рынок Узбекистана
Пивоваренная отрасль здесь развита на уровне России 2010−2012 годов, считает Аскаров. Выбор сортов в кафе и магазинах довольно маленький: фильтрованное и нефильтрованное — вот и все разнообразие. Даже обыкновенный вайцен будет в новинку.
«Я уж не говорю о фруктовых соках, ярких хмелевых ароматах или горечи за 200 единиц: к этому потребитель пока не готов. Первую партию IPA не могли распродать около года. Ее сварила первая крафтовая пивоварня в Узбекистане — Craft Brewing Company, открывшаяся в 2018 году», — говорит Аскаров.
По словам Рустама, у пивоваренной отрасли в Узбекистане все еще впереди. В частности — всплеск интереса к разливному пиву. Он отмечает, что пивная розница здесь развита слабо. Если в Ташкенте уже появились первые магазины разливного пива, то в городах о них пока не слышали.
«Но я убежден, что тренд на разливное пиво здесь тоже будет. Это даст возможность выйти на рынок маленьким пивоварням, ведь разливать в бутылку намного затратнее. Много пива реализуется в сегменте хореки, поскольку местные гораздо чаще ходят в рестораны и кафе. Тут в порядке вещей вечером посидеть в чайхоне, это особенность менталитета», — делится предприниматель.
«Главная сложность — сезонность»
Традиционно население Узбекистана исповедует ислам. Это накладывает свои ограничения, однако, как считает Рустам, они не столь обременительны:
«Узбекистан, конечно — не Оман и не Йемен, и тем более не Иран. Эта страна достаточно светская, но свои особенности, связанные с Исламом, все-таки есть. Например, в продуктовых магазинах невозможно купить алкоголь. За пивом и другим алкоголем здесь ходят в специализированные магазины. В отдельных заведениях общепита владельцы не включают в меню алкоголь, однако никто не запрещает приходить со своим! После России это словно другое измерение», — признается предприниматель.
По его словам, основная проблема для пивоваров в Узбекистане — не религия, а сезонность. Она проявляется здесь ярче, чем в России.
Аскаров говорит, что летом тут пьют очень много пива: заводы работают на максимальных мощностях, но все равно не могут удовлетворить спрос. Зимой некоторые предприятия вовсе прекращают работу. Процентов 80 рынка «схлопывается».
Предприниматель рассказывает, что его недавний мой проект — пивоварня в Джизаке, где он помогал устанавливать и запускать оборудование. Планируется, что здесь будут варить классику: пшеничное пиво, немецкий хеллес, стимбир. Торговая марка будет называться «Хан».