Кабинет министров 1 мая утвердил ряд положений об антимонопольном регулировании на рынках товаров и услуг. Постановление опубликовано на Lex.uz.

Обозначается порядок, согласно которому будет определяться доминирующее положение либо превосходная переговорная сила хозяйствующего субъекта или группы лиц на рынке. Для этого Комитет по конкуренции будет оценивать долю игрока и возможность свободной покупки товара.

Доминирующим положением считается ситуация, когда доля одного игрока или группы лиц на определенном рынке составляет 40% и более. Кроме того, доминирующими признаются субъекты естественных монополий и обладатели эксклюзивных прав на производство или сбыт товара.

Исключение делается для игроков, выручка которых от продажи товаров за прошедший календарный год не превысила 30 000 БРВ (10,2 млрд сумов). Однако оно не распространяется на товары, цены на которые регулируются государством.

Обладателями превосходной переговорной силы будут признаны субъекты или группы лиц, способные в одностороннем порядке влиять на условия договоров с контрагентами, цены и территорию реализации товара. При этом у них не должно быть доминирующего положения.

Доминирующие субъекты должны ежеквартально предоставлять Комитету сведения о ценах на товары, по которым занимают доминирующее положение. При изменении цен или тарифов на монопольные товары они обязаны извещать население минимум за 15 дней.

К естественным монополиям относятся операторы следующей инфраструктуры:

  • трубопроводы для транспортировки нефти и нефтепродуктов;
  • газопроводы;
  • водопроводы, канализационные системы;
  • отопительные системы;
  • электросети;
  • железные дороги общего пользования;
  • аэропорты и услуги аэронавигации.

Естественные монополии в обязательном порядке согласуют цены и тарифы на свои услуги с регулирующими органами. Исключения предоставляются в случаях форс-мажорных обстоятельств при условии, что дополнительная прибыль будет направлена на нужды компании.

Ранее Spot писал о законопроекте, смягчающем ответственность за мелкие нарушения антимонопольного регулирования.