Так называемую вторую волну миграции россиян в соседние страны, включая Узбекистан, одни эксперты рассматривают как возможность роста экономики, другие — как угрозу для рынка труда.
О том, какие зарубежные специалисты нужны Узбекистану, сколько на самом деле стоит их работа, а также о важности взращивать местные кадры Spot поговорил с экс-хедхантером Mail.ru Group Аленой Владимирской.
Ситуация изменилась критически
Мне кажется, Узбекистан по какой-то причине сам себя недооценивает. Иностранных специалистов принято привлекать только очень большими деньгами.
Ситуация изменилась критически. И дело не только в том, что люди сегодня готовы приехать и за меньшие деньги, а в том, что нужно ориентироваться на уровень жизни в разных городах. То есть условно $5 тыс. в Москве и Ташкенте — это разные деньги.
Второй немаловажный фактор — потенциал страны и экономический рост, который наблюдается в последние года. Уверена, что из всех стран Средней Азии никто не будет расти так стремительно, как Узбекистан. Тут очень много недооцененных активов. То, как страна налаживает связи со своими соседями, а также с Саудовской Аравией, ОАЭ, Китаем — все говорит о том, что ожидается гигантский экономический скачок.
Что это значит с точки зрения труда и вакансий? Во-первых, это заход большого количества мировых брендов. Кроме того, когда экономика делает скачок в 2,5−3 раза за год, то за это время скачок в поисках персонала происходит в 6 раз.
Узбекистан сейчас напоминает Россию 2000-х: для местных и иностранных специалистов это огромный шанс стоять у истоков большого начала.
Каких специалистов не хватает Узбекистану
Больше всего не хватает хороших операционных менеджеров. Компании растут, и это происходит не так, как в России и Казахстане. Здесь все другое — подход, принципы работы, деньги, отношения. И хороший операционный менеджер, который может правильно растить бизнес, чтобы не было больших кассовых разрывов, не терялось качество продукта — это основная проблема рынка.
Банковская система Узбекистана меняется, банки активно выходят в финтех. И сейчас им остро не хватает риск-менеджеров. Также мне кажется, что есть некоторая нехватка специалистов в текстильной сфере. Отрасль начала бы развиваться значительно быстрее, если бы туда пришли опытные технологи и инженеры, а также менеджмент, который умеет строить бизнес и развивать его.
Мне кажется главное, чего не хватает Узбекистану — это веры и убежденности, что у вас невероятный потенциал. Поэтому все специалисты, которые могут продвинуть страну к этому сейчас очень нужны. Люди, которые умеют работать с международными бизнесами, могут вести компанию на IPO, выстраивать международные продажи, умеют правильно строить IT-процессы.
Рынок кадров в Узбекистане до сих пор окончательно не сформирован. Пока нет в достаточном количестве среднего звена: молодых кадров с хорошим образованием, которых можно было бы двигать на топ-менеджеров и up-middle менеджеров. Конечно, у большинства просто не хватает опыта, потому что компании это не проходили. Кроме того нет как такового понимания о стоимости специалистов. Узбекистанцам как правило платят мало, а экспатам — очень много.
Важно также понимать, какие именно специалисты приезжают в страну. Я знаю рынок российских IT и Digital, поскольку «ханчу» 22 года. И когда вижу резюме приехавших из России ребят, понимаю, что они довольно часто врут. Например, могут утверждать, что вели целый проект, тогда как на самом деле были одним из менеджеров. То есть участие было, но оно совершенно не было лидирующим. Я это знаю, потому что работала с этими компаниями.
Кстати, именно о том, каких мигрантов стоит и не стоит нанимать, я буду говорить на бизнес-завтраке, организованном Alpha Education.
Сейчас для Узбекистана уникальный момент — приезжает большое количество хороших кадров. В соседние страны, например в Казахстан, въехало значительно больше людей, но при этом у них не так много работы. Поэтому Узбекистан еще может привлечь часть экспертов, которые остановились в Грузии, Казахстане, Кыргызстане.
Интересная история сложилась с маркетологами. Допустим, таргетологи спокойно могут тут работать, потому что нет разницы, откуда настраивать рекламу. А вот со всем остальным, начиная от SMM и заканчивая маркетингом, всё намного сложнее. Так недавно я выступила против того, чтобы крупный банк взял российского маркетолога на финтех проект, связанный с развитием рассрочки. Потому что он не понимает специфику страны, ее ментальность.
Безусловно, у российских специалистов есть огромный опыт, который они готовы передать, поэтому тут лучше брать парой: иностранный и местный специалист. Например, поставить в пару маркетолога, который привнесет новшества и местного специалиста, который понимает особенности страны.
Возьмем в качестве примера классическую историю кредитных карт. В России это стандартный продукт для маркетологов, с которым не возникает сложностей: понятна целевая аудитория, как продвигать продукты. Здесь аналогичный подходит применить нельзя потому, что… и вот дальше нужно понять, что так нельзя, а как можно? Нужно обыграть это так, чтобы было приемлемо для менталитета.
Такой необходимости нет в риск-менеджменте, потому что рядом всегда есть юристы. Такого риска нет у программистов: код и есть код. Такого риска очень мало в операционном менеджменте, потому что есть страновые особенности, но в случае чего тебя юристы вовремя остановят. А вот в маркетинге он чрезвычайно силен.
А не местного SMM-специалиста я вообще брать не буду. Потому что, во-первых, нужно знание трех языков: узбекский (кириллица и латиница) и русский. Но главная загвоздка даже не в этом, а в образе мыслей в целом, это просто другой образный ряд. Я буквально недавно себя поймала на этой мысли. Меня попросили выступить на крупной маркетинговой конференции, я подаю заявку и пишу заголовок: «На какие грабли не должен наступить HR, нанимающий релокантов». Потом думаю, что я не могу так писать, потому что обыгрываю русскую поговорку, и это не поймут.
Важно понять, что приезжающие специалисты не забирают «хлеб» у местных. Сейчас бизнес на этом уровне практически не готов смотреть локальные кадры. Поэтому для меня это история про то, что через иностранных специалистов вырастить местные кадры. Это очень важно. Ваш народ очень умный и трудолюбивый. Просто пока не так много опыта.
Грядущие тренды
В ближайшем будущем в Узбекистан будут заходить международные компании, и для рынка труда это большое изменение. Я уверена, что значительно уменьшится так называемое «кумовство». В международных компаниях это тоже есть, но намного меньше, плюс там совсем другая культура. Во-вторых, изменится культура работы в компаниях. Когда ты работаешь в международной организации, все иначе. Это сильно поднимет страну, потому что люди приходят, начинают внедрять новые системы, они уже научены этому и понимают, насколько это полезно.
Также я вижу один из основных трендов — это возникающее огромное уважение к работе внутри Узбекистана. Это связано именно с мигрантами. Я знаю, что некоторое время назад была предпринята попытка вернуть узбекистанцев, которые учились в международных университетах и потом остались работать в разных странах. И эта попытка, как мне рассказывали, была не очень успешной, очень мало, кто в результате остался.
Мне кажется, что сейчас с экономическим ростом, заходом мировых компаний и приездом мигрантов, которые дальше поедут по миру (для многих же Узбекистан — промежуточная точка) и будут говорить, что Узбекистан — крутая страна, где есть промышленность, есть хорошие банки — будет очень сильно меняться отношение к рынку труда Узбекистана. На него начнут смотреть серьезнее.
Я вижу как люди, причем небогатые (и это вызывает огромное уважение) тратят свои последние деньги или берут кредит на обучение детей английскому. И это очень крутая история, так как растет поколение, и у них у всех есть большой потенциал. Что немаловажно, они все хотят работать здесь. Они даже говорят, что уедут учиться, а потом вернутся, чтобы работать на свою страну. Это изменит Узбекистан ключевым образом.
Spot благодарит Alpha Education за помощь в организации интервью. Бизнес-завтрак с Аленой Владимирской пройдет 19 октября в 9:00. Участие бесплатное, но есть отбор среди желающих. Регистрация по ссылке.